Профессиональное выгорание – беда не только для самого «выгоревшего», но и всего коллектива, который может потерять хорошего сотрудника. Потому что этой болезни подвержены вовсе не лентяи, а именно люди очень ответственные, вовлечённые. Так что, может быть, в этом случае спасение утопающего – не дело самого утопающего, а как раз общее дело?
В 2019 году ВОЗ официально признала профессиональное выгорание болезнью.
Со стороны это выглядит так: эффективность сотрудника падает, он начинает срывать сроки, опаздывает на работу, бывает, что засиживается допоздна без особых причин (просто даже на привычные задачи у него теперь уходит куда больше времени, чем раньше), не проявляет инициативы, часто выглядит унылым или сердитым, раздражается. В целом, неприятная картина для руководителя, не правда ли?
Можно, конечно, указать такому сотруднику на выход и не тратить время, поскольку незаменимых у нас, как известно, нет. Можно долго и терпеливо ждать, пока он придёт в себя, или отправить его в отпуск. Но если сотрудник нужен компании, если прежде выдавал результаты не из последних, был опорой для начальников и коллег, есть смысл не просто проникнуться его проблемой, но и оказать посильную помощь в её решении. Но для этого, прежде всего, нужно докопаться до причин выгорания.
Екатерина Саркисова,
директор по персоналу АО «СОЦИУМ-А»:
Работа – действительно важная часть нашей жизни, потому что мы, как правило, самоопределяемся через работу, посвящая ей 8 часов в день, 40 часов в неделю, а то и гораздо больше. По сути, мы посвящаем ей жизнь, и крайне важно, чтобы нам нравилось то, что мы делаем. Поэтому очень грустно наблюдать за тем, как огонь в глазах потухает – для меня это первый внешний признак выгорания. Всегда видно разницу, когда человек раньше брался с энтузиазмом даже за те задачи, которые не входили в его прямые обязанности, и всегда думал о том, как сделать лучше, а теперь подходит к своим задачам формально, не вкладывая в них творчества. Ещё появляется некая невосприимчивость к обратной связи: выгоревший человек даже перестаёт спорить, отстаивать свою позицию, хотя это, возможно, и пошло бы на пользу делу. Ему как будто становится всё равно.
Карьерный рост – не всегда благо
Ответственного и инициативного линейного сотрудника отдела продаж повысили до руководителя, который теперь должен отвечать не только за себя, но и за подчинённых, заниматься наставничеством, ставить рабочие задачи и следить за их исполнением. И человека как подменили: он превратился в нервного и апатичного.
В службе персонала стали разбираться в причинах ситуации, поговорили с самим сотрудником, с сотрудниками его отдела и его непосредственным руководителем. Выяснилось, что человек психологически оказался не готов к повышению. Поначалу ему было сложно признаться в этом даже самому себе. Повышение статуса и зарплаты не компенсировали напряжения, груз ответственности загнал в перманентный стресс, и удовольствие от работы улетучилось, словно его никогда и не было.
В результате стороны пришли к выгодному для всех компромиссу, и хороший, опытный сотрудник остался в компании. Ему выделили круг задач, способствующий развитию и в то же время не разрушающий его психику.
Полезная изоляция
Когда «пандемийная удалёнка» закончилась, сотрудники стали возвращаться в офис. Однако для некоторых это возвращение оказалось болезненным.
Молодой человек из сферы IT в итоге пришёл к руководителю с прямым предложением: оставить его на удалённой работе. Он аргументированно доказал, что из дома успевает сделать на 30% больше, чем просиживая в офисе с 10 до 19. Оказалось, что для того, чтобы повысить эффективность, ему надо всего лишь… поспать в течение дня час-полтора. И дома такая возможность есть.
Что в итоге? Руководство пошло навстречу сотруднику и пересмотрело трудовой договор с ним, поменяв режим работы на удалённый. Пусть человек спит сколько угодно и когда угодно – ведь компании в данном случае это только на пользу.
Как правило, у каждого из нас есть показатели эффективности: сколько, как и в каких объёмах мы успеваем сделать за определённый промежуток времени. Офис далеко не всегда гарантирует эффективность. Кого-то он организует, а кого-то, наоборот, расхолаживает и отвлекает. Кому-то в кайф работать в open space, а кому-то нужно уединение.
В любом случае – открытый, аргументированный и, главное, не агрессивный разговор между подчинёнными и начальниками часто помогает решить проблемы к взаимной выгоде.
Начальство готово на адекватные компромиссы с ценными сотрудниками. А о ленивых саботажниках, которые, конечно, тоже встречаются в офисах, мы в этом материале не говорим.
Екатерина Саркисова,
директор по персоналу АО «СОЦИУМ-А»:
Нематериальная мотивация не менее важна, чем материальная, и должна присутствовать постоянно. К нематериальной мотивации относится, в том числе, и обычное человеческое внимание к людям. Это часто помогает сохранить ценных сотрудников, защитить их от профессионального выгорания. У нас в холдинге введены ветеранские статусы, статусы руководящего состава, присутствует возможность карьерного роста. Но самое главное, что у нас есть взаимодействие между руководителями и сотрудниками всех уровней. Руководители готовы слушать своих сотрудников, откликаться на их просьбы, стараются понять их мысли и мотивации и поддерживают идеи. Инициатива поощряется, предоставляется свобода действий в решении тех или иных задач, чтобы человек мог работать творчески.
Ротация кадров – что делать, когда сотрудник достиг максимума
Сотрудник несколько лет проработал в активных продажах, со временем показатели эффективности стали падать, а интерес к работе угас. По согласованию с сотрудником было принято решение перевести его в службу поддержки и изменить график с пятидневки на сменную работу.
Знание специфики позволило ему быстро адаптироваться к новым, более спокойным условиям работы и вернуться на прежний уровень вовлечённости и интереса.
Почему было принято решение о переводе сотрудника? Как правило, за пять лет на одном месте человек достигает своего максимума. Для развития ему необходимо сменить сферу деятельности и обстановку. Однако кардинальные перемены – это дополнительный стресс, а если уже началось профессиональное выгорание, кардинальная смена работы не приведёт к улучшению психологического состояния. Да и компании невыгодно отпускать квалифицированного специалиста.
А как помогали Вам? И как помогали Вы? Делитесь в комментариях.
Екатерина Саркисова,
директор по персоналу АО «СОЦИУМ-А»:
Что бы я посоветовала людям, чувствующим симптомы профессионального выгорания? Ходить в отпуск – столько, сколько предусмотрено трудовым законодательством. Иногда этого достаточно. Причём отпуск должен быть настоящим, со сменой картинки и с внутренним запретом открывать почту, отвечать на рабочие звонки и сообщения, если, конечно, речь не идёт о жизни и смерти. Когда нет возможности уехать хотя бы на дачу, то в своём городе надо выбираться в новые места, в которых раньше не был, назначать встречи с приятными людьми – главное, не с коллегами.В повседневной жизни крайне необходим восьмичасовой сон, хорошее питание, физическая активность, меньше перекусов, кофе и алкоголя. В общем, нужно следить за собой, любить себя и заботиться о себе. Только ты сам можешь почувствовать свой организм и откликнуться на его просьбы. Банальные вещи, но на самом деле очень важные.
Когда стадия выгорания серьёзная, нужен отпуск, по меньшей мере на две недели. И в первое время, возможно, стоит оставить себя в покое, позволить себе просто спать, есть, читать книжки и смотреть сериалы – не дёргать себя, дать мозгу отдохнуть. Порой в этом помогают медитативные занятия: «разгрузочные» фильмы и сериалы, пазлы, конструктор, вязание – у каждого свой рецепт. Потом, когда почувствуешь, что силы снова появились, можно идти дальше, постепенно возвращаться к активной жизни: семья, друзья, кинотеатры, кафе, спорт.
И ещё стоит задаться не самым сложным экзистенциальным вопросом: зачем? Потому что, как говорят, если человек знает зачем, то выдержит любое как. Куда ведёт тебя твоя жизнь, вернее, куда ты её ведёшь, зачем каждый день ты ходишь на эту работу? Если почаще напоминать себе о целях, которые у каждого свои, всё снова обретает смысл.
Фото: ru.freepik.com, macrovector