Сиди себе в отдельном кабинете, пей кофе, ходи на встречи с вышестоящим руководством и получай хорошую зарплату, почёт и уважение. Что в этом утомительного? Так часто думают рядовые сотрудники о своих начальниках. При этом сами почему-то не спешат брать на себя «лишнюю» ответственность, даже когда выпадает такая возможность, и не очень-то стремятся попасть в «руководящее кресло». Почему?
Руководители любого уровня сталкиваются с одиночеством, непониманием и отсутствием поддержки среди коллег. Занимать высокий пост – это всегда огромная ответственность и далеко не всегда достойная отдача.
Мишень в чистом поле
Кто такой руководитель? Человек, который разбирается в работе подчинённых не хуже них самих, мыслит стратегически, принимает управленческие решения. И при этом находится под непрестанным пристальным вниманием как нижестоящих, так и вышестоящих. Он не защищён ничем, кроме собственного профессионализма, уверенности и свойств характера, помогающих ладить с людьми и вдохновлять их на великие свершения.
Руководители генерируют идеи и задачи и/или доводят до исполнителей их суть, контролируют исполнение и в случае неудачи способны не только взять на себя ответственность, но и по возможности исправить ситуацию.
Довольно часто руководителями подразделений становятся рядовые сотрудники компании, которые хорошо себя проявили. В этом есть логика, такие люди знают работу отдела изнутри и при наличии лидерских качеств могут быстро выстроить её под конкретные задачи. Но изменение статуса ведёт и к переменам в межличностных отношениях. Ещё вчера вы вместе с коллегами ходили на обед и обсуждали начальство и семейные дела, а сегодня откровенные дружеские посиделки сменяются сухими «рабочими» встречами. Неловкая ситуация. И даже травма. Особенно для того, кто привык высоко ценить человеческие, в том числе дружеские, взаимоотношения.
Но всё не безнадёжно, если сразу прояснить взаимные ожидания и устроить перенастройку отношений – открыть новую главу, вместо того чтобы сожалеть о прошлом.
Изображение от drobotdean на Freepik
Постоянный самоконтроль
К лидерам предъявляют более высокие требования, нежели к простым сотрудникам. Придётся «держать марку». Не только в рабочее время, но и на корпоративах, в неформальном общении. Эмоции руководства очень быстро считываются: неуверенность, отчаяние, страх моментально передадутся коллективу. Напускная весёлость и бравада тоже никого не убедят.
Опытные люди и психологи считают, что главное – искренность и уверенность. Надо, чтобы команда знала, что руководитель от неё ничего не скрывает. И вместе с тем видела, что сам он делает всё возможное для того, чтобы работа была выполнена в срок и качественно. Такому руководителю доверяют больше.
Портят/усложняют ситуацию повышенная эмоциональность, вспышки гнева, любые проявления слабости. Как и излишняя чопорность и панибратство, которые тоже не помогут заработать авторитет и выполнить задачу.
Чужой среди своих. Защити себя сам
Сотрудники, работающие в команде, объединены общностью интересов. Это помогает, когда необходимы новые идеи, мнения или конструктивная критика. Общность интересов рождает взаимную поддержку и помощь и в рабочих процессах. Но вот руководителю такую поддержку найти сложнее. Всё по той же причине: нельзя давать волю эмоциям, а это почти неизбежно, если, например, обсуждаешь с подчинёнными личные проблемы.
Так что для руководителя основная поддержка – семья и друзья, люди, непосредственно не связанные с его работой. Ну или такие же лидеры в компании, которые находятся с ним на одной карьерной ступени.
Изображение от pressfoto на Freepik
Взгляд режиссёра
Когда человек поднимается по карьерной лестнице – значит он хорошо проявил себя в своей профессиональной сфере. Только на руководящем посту на первый план выходят уже не профессиональные навыки, касающиеся той или иной специальности, а таланты управленца. Если по старой привычке погружаться в мелочи, в технические нюансы, эти мелочи могут погрести под собой. Важно видеть картину в целом. Руководитель – это режиссёр, художник, если хотите. Для «настройки» нюансов у него есть помощники, оператор, звукорежиссёр и так далее.
Кстати, в крупных компаниях сотрудники могут выбрать, как им развиваться: идти вверх к управленческим вершинам или расти в специальности. Уровень зарплаты будет пропорционален профессиональному росту или должности. При этом значительного разрыва в зарплате между крутым профессионалом и руководителем подразделения не будет. Если работник перерос функционал подразделения, его могут перевести в другой отдел, где занимаются более сложными задачами.
Терпение, терпение и ещё раз терпение
Это самое важное качество для руководителя любого уровня. Рядовые сотрудники просто выполняют задачи и вычёркивают их из списка дел. Список задач руководителя обычно растёт быстрее, чем сокращается по мере исполнения. Так что «мыслить списком» – уже не вариант. Управленческую работу нельзя закончить к концу дня или недели.
Терпение пригодится и для общения с подчинёнными, ведь людям нужно будет объяснять текущие задачи, следить за их исполнением и в случае заминок решать вопросы оперативно. А сотрудники при этом могут манипулировать, давить на жалость, грубить или провоцировать на неадекватные действия.
Получение обратной связи, необходимой для подпитки энергией или устранения недочётов, на должности руководителя очень замедлятся. Работа по стратегическому планированию или развитию команды не бросается в глаза вышестоящему начальнику, это дело времени. Получить быструю обратную связь от подчинённых более реально, но лучше устроить анонимный опрос, сотрудники в трезвом уме и твёрдой памяти редко высказывают в лицо начальнику то, что думают, даже если назрел кризис.
Изображение от prostooleh на Freepik
Не для звёзд
Хорошие руководители получаются из тех, кто умеет подбодрить сотрудников, проявляет мудрость и уравновешенность, больше радуется успехам других, чем своим собственным. В случае успешного завершения проекта готовы ли вы отдать всю славу сотрудникам? Это сложно, особенно если вы недавно перешли на должность руководителя с позиции линейного специалиста. Но важно, чтобы команда согласилась вдохновенно работать и дальше.
Кроме того, приходится часто защищать своих сотрудников от вышестоящего начальства и от коллег из других отделов. Руководитель – человек, который принимает огонь недовольства, критики, справедливой и несправедливой, на себя. И от того, как он себя ведёт в таких ситуациях, зависит атмосфера в коллективе и его работоспособность.
Получается, что руководитель – специалист, менеджер и психолог «в одном флаконе». А куда деваться? В конце концов, это работа не только на благо компании, но и над собой.