Марина Каракуца, заместитель начальника отдела по заказам и поставкам АО «КБ-1» – мать двоих детей и бабушка. Опытная теперь мама многому научилась вместе со своими детьми, в том числе доверию к жизни и к личному выбору младшего поколения. Её пост может успокоить родителей, которые переживают по поводу того, что их ребёнок не может определиться, ищет свой путь, иногда в крайностях.
Хочу рассказать историю из своей жизни и из жизни своего сына – историю о том, как важно понимать своего ребёнка, поддерживать его начинания, его желание самостоятельно найти себя. Пусть даже родителям кажется, что идеи любимого чада нехороши. Жизнь ребёнка, а особенно подростка, это его жизнь, которую он выбирает сам. Сам делает ошибки, сам достигает вершин или наоборот. Мы, родители, об этом часто забываем. Нам важно, чтобы наш ребёнок был «самым-самым» во всём, хотя наши ожидания могут не совпадать с его устремлениями и возможностями.
Мой сын Константин, которому сейчас 34 года, в детстве был математиком, обладал абсолютным слухом и отвратительно вёл себя в школе.
Два раза мы его записывали в музыкальную школу и вынуждены были оттуда «забирать». Он упорно не хотел заниматься в группе, срывал уроки и доводил преподавателей своими выходками. Правда, когда сын самостоятельно научился играть на гитаре, он неоднократно задавал мне вопрос, почему ему не дали музыкального образования…
Мы записали его в математический класс. Способности к этой точной науке были очевидны. А вот с литературой дела обстояли неважно. Классиков он не признавал. Мой сын старшеклассник, а я сама читаю заданные по программе произведения, чтобы ему пересказать, пишу за него домашние сочинения...
В конце концов нашла хорошего преподавателя литературы, собрала группу таких же нелюбящих читать одноклассников. И вот у нас в доме образовался своеобразный «литературный кружок по принуждению», где проходили разборы всего изучаемого материала.
Сын поступил в РГТУ (Московский авиационный технологический университет) на техническую специальность и вдруг начал склоняться к тому, что он на самом деле не технарь, а гуманитарий. На втором курсе поступил в колледж импровизационной музыки (не имея музыкального образования, вынужден был сначала год заниматься на подготовительных курсах). Учился параллельно на дневном отделении в институте и на очно-заочном в колледже. Играл в группе на бас-гитаре, выступал с концертами.
Стал очень много читать.
Потом решил, что его призвание – это психология. Мы Константина всегда поддерживали, хотя, как нам казалось, его часто кидало из крайности в крайность. Понять и принять эти метания было очень сложно.
Сын закончил психолого-педагогический университет по специальности «психологическое консультирование». Потом решил, что и этого образования ему мало и окончил институт экзистенциальной* и гуманистической психологии (г. Вильнюс) по специальности «психотерапевт экзистенциального направления».
Сейчас Константин психолог, экзистенциальный психотерапевт, психолог-консультант, член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии. У него свой кабинет, он ведёт приёмы, тренинги и даёт он-лайн консультации. Постоянно ездит на семинары, учится на курсах.
Читает бесконечно много и спецлитературу, и художественную. Ведёт свой блог. Пишет статьи по психологии, печатается в специализированных журналах. Неоднократно его приглашали на телевидение. И теперь я у него беру почитать интересные книги. Потом мы их обсуждаем.
Я горжусь сыном, его успехами, его непрерывным стремлением совершенствоваться. В его профессии довольно сложно занять достойное место, тем более без протекции. А у него любимая работа, ему интересно. Это самое главное. И горжусь, что мы, родители, в своё время сдерживались и не читали ему нравоучений, а наоборот, всегда его поддерживали.
* психологическое или моральное описание чувства человеческого существования в его конкретной реальности на уровне общественного индивида.