Всем, кто ностальгирует по детству, растит детей, внуков, племянников, братьев и сестёр! Вспоминаем правила игр, объединявших целые дворы и микрорайоны.
Дворы в городах опустели. Сегодня дети чинно гуляют под присмотром взрослых или развлекаются с аниматорами в детских комнатах и кафе. И это очень печально.
А помните, как мы пропадали во дворе с утра до ночи, и матери не могли докричаться до нас из окон – так было шумно и весело? Мы ссорились и мирились, учились прощать и держать слово, брать на себя ответственность и уступать. Это были мощные тренинги по работе в команде – такой дворовый тим-билдинг без продуманного сценария, где любая ситуация – это сама жизнь. Помните «гаджеты», которые нас занимали? Может, весь этот бесценный опыт ещё можно передать нашим детям?
Резиночка
Фото: wikipedia.org, Werner
Любимая игра всех девчонок. Суть игры не просто прыгать через резинку, которую держат двое, а ещё и создавать в прыжке определённые фигуры: «бантики», «конфетки» и так далее. Нужно было отпрыгать определённый набор фигур. После прохождения базового уровня (резинка натянута на уровне щиколоток) сложность игры повышалась – резинка перемещалась выше.
Не так давно мне встретились в детском магазине специальные резинки для прыжков: разноцветные, упругие, без узлов. В детстве такая резинка была бы предметом зависти всех девчонок. А ваши дети умеют прыгать в резиночку?
Скакалка
Изображение lindsrw с сайта Pixabay
Скакалка в нашем дворе была, пожалуй, не так популярна, как резиночка. Всё-таки это снаряд для демонстрации индивидуального мастерства. Хотя есть ведь и длинные скакалки – двое крутят, одновременно один или двое прыгают.
Сегодня скакалка переживает второе рождение, причём из чисто девичьей забавы стала трюковым снарядом для всех. Называется теперь это модным словом rope-skipping. В спортивных магазинах продают бисерные трюковые скакалки, скакалки со стальным тросом для скоростных прыжков и скакалки с утяжелённым тросом для тренировки выносливости.
Мяч-заводила
Фото Marko Milivojevic oт Pixnio
Самая популярная игра с этим спортивным атрибутом – конечно, футбол. На школьном дворе можно встретить ватагу мальчишек и даже девчонок, которые с удовольствием пинают мяч. Удобное покрытие, настоящие ворота, разметка – все условия для игры.
Наши мальчишки сооружали ворота из портфелей или тащили большие камни, раздирали коленки об асфальт или грунтовку, но всё равно продолжали играть.
Кроме футбола, есть ещё вышибалы, когда мячом тебя вышибают из игры. У тех, кто не водит, цель – увернуться от мяча и выполнить задания. Например, если тебе кинули «ручеёк», надо, чтобы мяч прокатился по земле между ног. «Свеча» спасала «жизнь», а «бомба» убивала.
Ещё любили играть в «Девятки-десятки». Искали глухую стену и кидали в неё мяч. И тут мало просто кинуть и поймать отскочивший от стены мячик. Кидали с хлопками, прыжками, бегунками, стопами. Кто не успел поймать – проиграл.
Играли в лапту. У нас за дверью в подъезде всегда была припрятана дубинка-бита. Чертили поле и гоняли дни напролёт. Игра была настолько популярна, что даже на физре в школе учитель позволял играть в неё вместо урока.
Командные игры
Фото: piqsels.com
Хит всех времён и народов – казаки-разбойники. Летом окрестности двора были разрисованы замысловатыми стрелками, которые указывали путь, куда убежали разбойники. Отважные казаки должны были их настичь. Квест, не требующий дорогого оборудования и специально обустроенных локаций.
А ещё играли в «перекати-поле». Нужно перебежать с одной стороны поляны на другую, в то время как игроки другой команды ловят перебежчиков. Ловили не всех. Договаривались, кого поймать, придумывали для жертвы прозвище и бросались в атаку.
Прятки
Фото: pxfuel.com
У нас были в моде «Московские прятки». Водящий закрывал глаза. Все игроки гладили его по спине, а кто-то один тыкал. «Вода» должен был угадать, кто это сделал, при этом, угадывая, заранее указывал своему сменщику: на какой этаж бежать, где вести счёт, пока остальные прячутся. Если угадать не удавалось, то самому приходилось выполнять своё же задание. Приходилось искать баланс между желанием послать кого-нибудь повыше и заставить считать подольше и риском, что всё это будешь делать ты сам.
Любили играть в «Прятки-палочки». На палку-рычаг накладывали более мелкие. Перед началом игры все палочки раскидывали, ведущий должен был их собрать и только потом отправляться на поиски друзей. Обнаружив чьё-то укрытие, нужно было бежать обратно – разбивать палочки, пока соперник тебя не опередил, если не хочешь снова быть «водой».
Чудо техники
Фото: piqsels.com
Предметом особой гордости был велосипед. Его украшали катафотами, цветной проволокой и вешали на прищепке бумажку, чтобы колёса создавали больше шума при езде.
Я не помню, чтобы мальчишки показывали какие-то трюки, скорее, чинно катались по двору, демонстрируя красоту велосипеда, или нарезали круги по району. В сумочке под седлом у каждого был ремкомплект. Любой мальчика мог самостоятельно починить колесо или заменить камеру. «Школьник», «Кама», «Аист», «Урал» – знакомые каждому названия двухколёсных великов.
Вопрос личной свободы
Мы можем научить детей прыгать в резиночку или играть в «цепи кованы», но вопрос с личной свободой ребёнка в мегаполисе каждая семья решает по-разному. В Москве детей редко отпускают гулять одних. Разве что, двор перед домом закрыт от посторонних – тогда можно.
Сейчас хорошей школой социализации остаются детские лагеря. Здесь ребёнок, с одной стороны, находится под присмотром взрослых, а с другой – лишён персональной опеки родителей, многие вопросы он решает самостоятельно. Моему сыну заезд на недельку в лагерь очень помог адаптироваться к школе, стать более самостоятельным и ответственным.
Одноклассники – отличные друзья. В классе моего сына ребята просились на продлёнку специально, чтобы поиграть с друзьями в футбол, сходить вместе на кружок и потом вместе сделать домашку. Конечно, таких детей было немного, но после уроков поиграть во дворе оставался почти весь класс. Жаль, что вместе с окончанием начальной школы закончились и эти прогулки. Дети разбегаются по дополнительным занятиям и кружкам. Времени на то, чтобы погонять мяч во дворе, практически не остаётся.