От динамики этих показателей зависит финансово-экономическое положение предприятия и, соответственно, принятие основных управленческих решений.
Попробуем разобраться в терминах, с которыми работают финансисты.
1. Выручка. Показатель, понятный для всех. Отражает деятельность компании за отчётный период. По сути, это денежные средства, которые получены за отгруженную продукцию или выполненные работы и услуги. Выручка подсчитывается по простой формуле: количество реализованной продукции, помноженное на цену единицы продукции.
2. Чистая прибыль. Показатель чистой прибыли отражает итог работы любой компании. Это средства, которые доступны после уплаты всех необходимых платежей, включая налоги. Проще говоря, это выручка за вычетом расходов на производство, приобретение и реализацию продукции. Чистая прибыль является источником для развития предприятия. Коэффициент рентабельности чистой прибыли, наиболее часто используемый среди предпринимателей, – это соотношение чистой прибыли к выручке. Данный индикатор показывает прибыльность компании в процентном соотношении.
3. Активы. То, чем обладает компания. Показатель отражает совокупную стоимость всего имущества, в том числе:
- основные средства;
- долевые и долговые финансовые вложения;
- производственные запасы, включая остатки незавершённого производства, материалы, инструмент и инвентарь;
- денежные средства;
- дебиторскую задолженность – средства, которые будут получены предприятием.
4. Основные средства. Под этим термином подразумеваются материальные активы, которые используются в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг и пр. Однако абсолютная стоимость основных средств не означает, что они используются компанией эффективно – для такой оценки применяется следующий показатель:
5. Фондоотдача. Анализируя этот показатель, можно определить, какую выручку получает компания с каждого рубля имеющихся у неё основных средств. Чем выше фондоотдача, тем более эффективно используются основные средства.
6. Чистые активы. Такой показатель часто используется при оценке стоимости бизнеса. Чистые активы отражают реальную стоимость имеющегося у компании имущества, без учёта долговых обязательств – средств, подлежащих уплате предприятием.