Как шла работа над комплексом? Об этом нам поведал начальник научно-технического центра АО «КБ-1», старший научный сотрудник Николай КУЗЬМИН.
– Николай Николаевич, как возникла идея создания такого тренажёрного комплекса?
– Идея очень простая. Это продолжение развития комплексной моделирующей испытательной установки «КИМУ-2000», что поможет специалистам приобрести новые навыки. «Барельеф» – это тренажёр для высшего звена управления системами ВКО. С его помощью можно отследить боеготовность зенитных ракетных систем и комплексов.
Работу над ним мы начали в сентябре 2012 года.
Для этого пришлось выиграть конкурс, организованный Министерством обороны. Наши условия и предложения оказались лучше, чем у других участников. И вот сегодня эта работа, на которую ушло около трёх лет, получила своё логическое завершение.
– Что даёт этот тренажёр?
– Он, как и комплексная моделирующая установка, о которой уже говорил, также моделирует боевые действия средств противовоздушной обороны. На нём могут обучаться различные специалисты командных пунктов Войск ПВО. Если «КИМУ-2000» предназначен в основном для работы на полигоне, то на нашем тренажёре специалисты могут обучаться непосредственно в местах дислокации воинских частей.
Навыки человек получает за своим рабочим местом, в тренажёре. Это может быть и номер расчёта, и оператор, и командир. Алгоритм задаётся на командном пункте, а мы ему, как говорится, просто подыгрываем моделированием (проигрышем) различных вариантов воздушной обстановки.
Новизна в том, что для обучения, повторю, не надо выезжать на полигон, а получать необходимые навыки рядом, как говорится, с казармой. Хотя при желании тренажёр можно использовать и в полевых условиях. То есть комплекс является универсальным.
– Как шла работа?
– Коллектив научно-технического центра в КБ-1 у нас небольшой, но очень тесный, сплочённый, я бы сказал, даже уникальный. В нём собраны разные специалисты – алгометристы, программисты... Нагрузка, обусловленная жёсткими сроками, оказалась серьёзной, но все справились.
Если отметить кого-то в лучшую сторону, то назвал бы заместителя начальника НТЦ Вячеслава Белодеденко, который был одним из идеологов создания «Барельефа». Это также и научные сотрудники Игорь Епур, отвечавший за его программное обеспечение, и Юрий Горбуль, и другие.
Так уж случилось, что уже в процессе работы возникли проблемы, связанные с тем, что кооперация, которая была создана для работы, по не зависящей от них причине распалась. Пришлось на свои плечи взвалить все работы, которые могли бы выполнять другие.
Как известно, в стране есть некоторые вопросы с импортозамещением, заменой иностранных комплектующих. Но у наших специалистов с этим проблем не возникло, потому что они все делали корректно. В частности, применили российские изделия, которые имеют децимальные номера, то есть допущены для использования в производстве ВВТ.
– Всё это делалось в рамках ГОЗ?
– Конечно же, данная работа выполнялась по линии гособоронзаказа и Министерства обороны как основного заказчика. Изделие после государственных испытаний рекомендовано к серийному производству и поставкам в войска. Теперь остаётся дождаться решения заказчика о его закупках. А вопросами конкретных контрактов будет заниматься соответствующая экономическая служба.
Таким образом, 2015 год завершается для КБ-1 созданием конкретного изделия. Остаётся пожелать коллективу в канун 2016-го года новых творческих успехов в деле укрепления обороноспособности Российской Федерации.