1. Выберите объектив
Для съёмок портрета крупным планом (в кадре только лицо или голова) лучше всего подойдут объективы с фокусным расстоянием 70–135 мм. Но помните, если в камерах с неполной матрицей используется объектив для полнокадровой матрицы, эти расстояния нужно разделить на величину кроп-фактора. Широкоугольные объективы не годятся, так как создают значительные перспективные искажения.
Для съёмки погрудного портрета хорош объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для съёмки людей в полный рост и групп подойдут объективы 35 мм и даже 24 мм. В портретной съёмке можно использовать как зум-объективы, так и объективы с фиксированным фокусным расстоянием. На вопрос, что лучше, однозначного ответа дать невозможно. Сила зумов в универсальности, преимущество фикс-оптики – резкость, хорошие светосила и цветопередача, компактность.
2. Используйте режимное время для съёмки на улице
Лучший свет для создания портрета – естественный. Идеальным для такой съёмки (мягким и рассеянным) он бывает утром (за полчаса до восхода солнца и в течение двух часов после) и вечером (за два часа до захода солнца и в течение 30–40 минут после захода). Это так называемое режимное время.
Наихудшим временем для портретной съёмки являются часы, когда солнце находится в зените, и на небе нет облаков. В это время свет жёсткий, он создаёт на лице человека некрасивые тени (под глазами, носом, в носогубных складках) и заставляет модель щуриться.
Снимать портреты можно и в пасмурный или облачный день. Облака являются отличным рассеивателем, и свет, пробиваясь сквозь них, будет равномерно освещать лицо модели.
3. Найдите тень
Если всё-таки обстоятельства вынуждают вас снимать в часы, когда солнце стоит высоко над горизонтом, не тушуйтесь. Осмотритесь кругом и найдите тень, где объект съёмки будет равномерно освещён. Такое место может быть под каким-то навесом или в глубине леса. А вот в тени дерева с редкой листвой фотографировать не стоит, так как в этом случае солнечный свет создаст на лице фотомодели световые пятна.
4. Снимайте при контровом освещении
А если тени поблизости нет, например, вы в поле или пустыне? Большинство любителей ставят модель таким образом, что солнце светит ей прямо в лицо. Хуже освещения трудно придумать. В этом случае нужно развернуть модель ровно на 180 градусов, чтобы солнце было у неё за головой. В результате можно получить очень красивые и романтичные фотографии.
Встречный свет мягко ложится на контур модели и тем самым создаёт волшебный светящийся ореол, отлично подсвечивает её волосы и плечи. Чтобы блики от солнца не попали в объектив, наденьте на него бленду. Но лицо человека при этом может получиться слишком тёмным. Поэтому воспользуйтесь вспышкой, уменьшив её яркость. Можно также поставить на вспышку рассеиватель.
5. Используйте рассеиватель
Другой приём, позволяющий сделать хороший портрет при высоком солнце, заключается в использовании рассеивателя, который нужно установить над головой модели, защитив её лицо от солнечного света. Рассеиватель может быть небольшим – 50 см. Но в этом случае не обойтись без помощника, который должен держать его. Но зато вы получите прекрасный мягкий свет.
6. Снимайте модель крупно
Выразительность и психологичность портрету придаёт крупный план. Кроме того, он позволяет избавиться от случайных, выпадающих из общей композиции кадра предметов и невыразительного заднего фона (беспорядок в комнате, обшарпанный подъезд, замусоренный неухоженный двор), отвлекающих от модели.
7. Размывайте задний фон
Акцентировать внимание на модели и отделить её от фона помогает размытие заднего фона. Нужно помнить, что рисунок размытия (боке) зависит от фокусного расстояния и диафрагмы объектива. Чем больше фокусное расстояние и больше открыта диафрагма (чем меньше число f), тем сильнее боке.
Степень размытия также можно усилить, если уменьшить расстояние от камеры до объекта съёмки и увеличить расстояние между моделью и фоном.
Иногда фон может быть достаточно интересным и дополнять портрет, в этом случае можно и даже нужно поставить модель ближе к заднему плану.
8. Правильно располагайте камеру
Если снимаете плечевой портрет, держите камеру на уровне головы человека. При съёмке в полный рост – на уровне пояса модели. Съёмка снизу визуально удлиняет ноги, съёмка сверху укорачивает человека. Удачный ракурс съёмки также позволяет избавиться от невыразительного фона. Например, фотографируя с верхней точки (с лестницы, скамейки, дерева) вы можете убрать из кадра провода, дорожные знаки, посторонних людей и другие отвлекающие объекты. А снимая снизу, можно сделать портрет на фоне листьев деревьев или неба.
9. Отделяйте модель от фона
Визуально отделить фотографируемого человека от фона можно несколькими способами. Направленным светом (человек в тени, фон освещён и наоборот) и контровым светом (свет, падающий на модель сзади).
Глубиной резкости – человек в резкости, фон мягко размыт. Цветом – например, девушка в ярко-жёлтом платье на фоне зелёной листвы и голубого неба будет всегда выгодно выделяться. Эти приёмы можно и нужно комбинировать.
10. Кадрируйте так, чтобы глаза модели находились в верхней трети кадра
И ближе к условной линии, отмечающей эту треть. Это важно, тем самым мы уберём лишнее пространство над головой модели. Фокус наводите на глаза модели.
11. Подчеркните цвет глаз модели с помощью фона
Подберите такой цвет фона, который будет эффектно сочетаться с цветом глаз модели. Дерево или песок хорошо подчёркивают коричневые глаза, а голубые и зелёные глаза сочетаются с голубым небом и зеленью природы.
12. Снимайте модель в движении
При съёмке модели по пояс или в полный рост попросите модель подвигаться. Она может танцевать, прыгать, идти. Движение придаёт снимку динамичность и выразительность.
13. Общайтесь с моделью
Доброе слово и кошке приятно. Поэтому в процессе съёмки демонстрируйте модели свой позитивный настрой. Пара одобрительных фраз и демонстрация на экране камеры нескольких удачных снимков только придадут человеку уверенности. Если у вас возникли технические проблемы и требуется сделать паузу в фотосессии, не молчите и, тем более, не проявляйте нервозность, лучше объясните модели причину перерыва.
14. Используйте в помещении естественный свет
При съёмке в помещении лучше всего использовать опять же естественный свет, который льётся из окна. Модель нужно расположить сбоку от окна или на оконном подоконнике. При необходимости образовавшиеся тени можно подсветить отражателем. При этом отражатель надо установить напротив теневой стороны модели. Если свет из окна слишком яркий, у вас всегда есть возможность использовать занавески или жалюзи, чтобы частично рассеять его.
Фото: Владимир Савельев
Желаем успеха всем участникам фотоконкурса!